КОМПАНИЯУСЛУГИ И СЕРВИСЫРЕШЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА
КОЛЛЕКТИВФИЛИАЛЫ И ОТДЕЛЕНИЯПРЕСС-ЦЕНТРКОНТАКТЫ

8-800-2005-888

Почтовые музеи

Из истории Почты России

Зарождение почты

Русская почта – одна из старейших в Европе, она зародилась в самом начале образования Киевской Руси в IX-X вв. В те времена крестьянство обкладывалось специальной повинностью, которая называлась “повоз”. Население обязано было поддерживать в порядке дороги, предоставлять для государственных нужд подводы с лошадьми, продовольствие и проводников. В дальнейшем «повоз» стал основой для создания почтовых служб.
Само слово почта произошло от латинского“mansion pozita” – «станция в пункте». Во всем мире с появлением гонцов, передающих письменные послания, стали строить специальные станции, на которых гонцы могли сменить лошадей и сменяться сами.

Ямская гоньба

Название «ямская гоньба» происходит от татарского слова «ям», обозначающего «дорога», а слово «ямщик» означает «проводник».
Ямская гоньба - специальная служба для пересылки письменных сообщений - была организована на Руси в начале XIII в. и просуществовала до конца XVIII в. Гоньба представляла собой систему почтовых дворов (ямов), расположенных на расстоянии 40-50 верст друг от друга, которые соединяли города России с Москвой. В ямщики шли охочие люди, селившиеся отдельными слободами и содержавшие не менее трех лошадей.
Примечательно, что ямская гоньба существовала только в России, ее особенность заключалась в том, что лошадей гнали от яма к яму, не давая им корма.

«Немецкая» почта

С 1677 года в России начала действовать международная почтовая служба. Первые линии общедоступной почты пошли за рубежи русского государства в «немецкие» страны - так русские люди называли земли, где говорили на непонятных нашим предкам «немых» языках. Помимо международных отправлений, «немецкая почта» доставляла так же купеческие письма и правительственные бумаги по России. Благодаря «немецкой почте», в почтовой службе были организованы пункты обмена корреспонденцией и введены правила, обеспечивающие регулярность доставки почты. Примечательно, что «немецкую почту» от западноевропейских отличало то, что она являлась государственным учреждением, тогда как на Западе доставкой писем в основном занимались частные предприятия.

Первые печати и штемпели

В начале XVIII в. почтовым ведомством вводятся специальные почтовые печати, тогда же на конверты начинают ставить штемпеля, оттискиваемые специальной краской на каждом отдельном письме. В домарочный период штемпеля выполняли две основные функции: они являлись знаком почтовой оплаты и контрольной отметкой сроков доставки почты, так как с их помощью фиксировалось место и время прохождения письма. Со временем, когда функцию знака оплаты стали выполнять почтовые марки, почтовые штемпели начали использоваться для их гашения.
После появления почтовых марок, объем почтовой переписки значительно увеличился, и стало ясно, что применение нескольких видов штемпелей затрудняет работу почты, поэтому в 1860 году в России были введены календарные штемпеля единого образца.

Почтовые станы

В конце XVIII в. появляется важнейший для российской почты документ - «Проект о заведении почтовых станов и должности содержателей», на основе которого почтовая служба организовывалась в течение дальнейших 80 лет. Первый пункт проекта требовал, чтобы содержатели почтовых станов чинили построенные казной дома, конюшни и содержали все в исправном состоянии. Порядку скорой гоньбы было посвящено целых четыре пункта, в которых говорилось, что во избежание задержки почты на каждой станции должно было содержаться по 6 запряженных лошадей и по два почтальо¬на, готовых к немедленному отъезду. Запрещалось задерживать курь¬еров и чемоданы с ординарной почтой более чем на 10 минут. Велись специальные записи времени при¬бытия и отправления почты, а также от кого она принята и с кем отпу¬щена.

Почтовые тройки

Почтовая тройка - особой образ упряжки в экипаж лошадей — впервые появился в первой половине XVIII века. До того времени лошадей на Руси запрягали и по одной, и по две, и по четыре, но именно «тройка» оказалась самой маневренной и быстрой: три лошади легче тянули почтовый фургон, чем две, а управлялись они куда легче четверки. Тогда же в качестве спецсигнала для почтовой упряжки стали использовать поддужный колокольчик, который стал надежным и простым средством оповещения о приближении курьерских и ямских троек, чтобы смотритель успевал вовремя готовить смену уставшим лошадям. В сухую ясную погоду поддужные колокольцы были слышны за 5 верст! После многочисленных жалоб почтовых чиновников на любителей колокольного звона, Сенат издал указ, запрещающий использовать в упряжке колокольчики всем лицам, не имеющим отношение к почте.

Почтовые марки

В XVIII в. стремительное развитие всемирной почтовой системы требовало введение единого способа оплаты, и именно тогда была изобретена почтовая марка, которая по способу крепления на конверт могла быть использована только один раз и гасилась сначала пером (простым перечеркиванием), а позже - при помощи штемпеля. Первая почтовая марка России поступила в продажу в декабре 1857 и была допущена в обращение на территории Европейской России с 1 января 1858. Самые первые российские марки были без зубцов и разделялись при помощи ножниц, но уже в том же 1858 в обращение поступили марки в 10, 20 и 30 коп. с мелкими зубцами. Сюжеты рисунков дореволюционных русских марок, как правило, не менялись: на них изображался герб Российской империи или царствующие особы.

Почтовые ящики

Прообразом привычного нам почтового ящика послужили флорентийские тамбури — общедоступные ящики, которые устанавливались у стен церквей и соборов, первый почтовый ящик был установлен еще в XVII веке во Франции.
В России первый почтовый ящик появился в Санкт-Петербурге 13 декабря 1848 года. Синего цвета, сделанный из дюймовых досок и обшитый железом, он был неудобен в использовании и легко взламывался, поэтому стал настоящей находкой для почтовых воришек. Чтобы предотвратить почтовое воровство, власти заменили деревянные ящики на чугунные - весом более сорока килограммов. И лишь в 1910 году конструктор П.Н. Шабаров разработал железный почтовый ящик с механически открывающейся донной дверцей, которым мы пользуемся до сих пор.

Почтовые поезда

Россия стала одной из первых стран, поставивших почту на рельсы. В 1837 году впервые была доставлена почта по железной дороге из Петербурга в Царское село. По движению поездов можно было сверять часы, и так же четко была согласована отправка почты. В1852 года впервые был отправлен почтовый вагон с корреспонденцией из Санкт-Петербурга в Москву, и с этого момента началась регулярная пересылка почты железнодорожным транспортом. Поезда, в состав которых цепляли почтовый вагон, шли быстрее пассажирских и были престижнее. Для сбора железнодорожной почты повесили специальные ящики, выкрашенные в красный цвет. К концу XIX века почта загрузила 35 железнодорожных линий, ямщики уходили в прошлое.

Зарождение авиапочты

В первые десятилетия XX века в России для ускорения доставки почты начали использовать авиацию. Первый авиационный перелет с почтовым грузом состоялся 31 марта 1918 года из Петрограда в Москву. В 20-х годах развитие авиапочты шло стремительными темпами, налаживались внутренние авиалинии, началась доставка авиапочты зарубеж. Линии обслуживались отечественными самолетами «Илья Муромец» и «Лебедь – XII». Сначала перевозилась только служебная почта, но уже с 1922 года была введена платная пересылка частной простой и заказной корреспонденции. За один рейс доставлялось до 600 писем. Авиакорреспонденцию можно было опустить в почтовые ящики голубого цвета, на которых был нарисован самолет. Для оплаты авиапочты были выпущены авиапочтовые марки с надпечаткой в виде контура самолета.

Письма-треугольники

Очередное испытание почтовикам принесла Великая Отечественная Война, перед почтой стояла задача об обеспечении бесперебойной связи между фронтом и тылом. При резко возросшем объеме переписки недоставало конвертов и открыток, в такой ситуации и родился знаменитый «солдатский треугольник». Ежемесячно в действующую армию доставлялось до 70 миллионов писем. Почтовые вагоны прицепляли к самым срочным воинским эшелонам, почта перевозилась самолетами, автомобилями, пароходами, мотоциклами – всеми возможными способами. Письма-треугольники приходили к бойцам благодаря четко налаженной организации почтовых служб и, безусловно, благодаря полевым почтальонам, которые в поисках адресата шли на передовую с риском для жизни.

Советская почта

После 50 гг. XX в. разрушенная войной почтовая отрасль вновь была восстановлена и продолжала развиваться на местах, особенно в сельской местности. Была создана огромная сеть почтовых ящиков, которые устанавливались не только в городах и селах, но и на развилках автострад.
С момента введения индексации на конвертах, процессы обработки почты автоматизировались, затраты на обработку писем и бандеролей снизились в несколько раз, значительно ускорилась их доставка адресатам.
Почта постепенно увеличивала количество услуг: теперь многие почтовые отделения объединяли в себе телеграф и телефон, осуществляли подписку и доставку печатных изданий, стали принимать оплату за коммунальные платежи и выдавать пенсии и пособия.